Геодезические работы Топографические работы GPS-мониторинг
Разработка ГИС Цифровые карты Сервис-центр
 

Контакты

ООО "BREEGS"
Адрес: Узбекистан, Ташкент, Бобура, 77 офис 205
Тел\факс:+998 93 556-61-21, E-mail: info@breegs.uz
 
 

карта Узбекистана

 
 

Смотреть карту: Ташкентской области

Ташкентский экономический район соответствует территории Ташкентского вилоята. Он расположен в северо-восточной части республики и занимает долины рек Чирчик и Ахангаран - притоков Сырдарьи. Его экономико-географическое положение очень благоприятно, так как, во-первых, он расположен между Ферганской долиной и оазисами Голодной степи и Зарафшана, а во-вторых, находится у железнодорожной магистрали, связывающей развитые хлопководческие районы с европейской частью России, Казахстаном и Сибирью. Благодаря этому Ташкентский экономический район считается узлом, экономически связывающим прилегающие к нему территории. Учитывая благоприятное географическое положение Ташкента, сюда в 1930 г. была перенесена столица Узбекистана, которая прежде была в Самарканде. В результате улучшилось экономическое положение района, а разнообразие форм рельефа (горы, предгорья, долины рек и равнины) и развитие промышленности повлияли на структуру его сельского хозяйства.

Равнинная часть района, вытянутая примерно на 100 км, состоит из Чирчикской и Ахангаранской долин, расположенных на 250-600 м над уровнем океана. Покатость и направление уклонов поверхности земли в этих долинах в сторону Сырдарьи облегчают ведение орошаемого земледелия, которое развивается здесь с глубокой древности. К настоящему времени ландшафт равнин здесь совершенно преобразован.

В предгорных и горных районах осадков выпадает значительно больше, чем в равнинных частях республики (500-700 мм и выше). Обилие дождей весной дает возможность выращивать богарные культуры и особенно плодовые деревья без полива. Воды, стекающие с гор, используются не только для орошения полей, но и для производства электроэнергии. В прошлом в результате небрежного обращения с растительностью, уничтожения лесов в горах были нарушены вековые взаимосвязи природных слагаемых. Весной с началом потепления начинает быстрее и раньше таять снег, который вместе с часто выпадающим в это время дождем образуют сель, представляющий собой бурный грязевый или грязекаменный поток, приносящий большие разрушения. Чтобы избежать их, строят водохранилища и противоселевые сооружения. В предгорьях создают искусственные леса и лесополосы. Ташкентский экономический район хорошо обеспечен водными ресурсами. Важную роль в орошении играют реки Ахангаран и Чирчик.

Река Чирчик более богата гидроэнергетическими ресурсами, чем река Ахангаран. На Чирчик-Бозсуйском ступенчатом каскаде работают 19 ГЭС. Воду для орошения 70% площади экономического района дает река Чирчик.

Река Чирчик, помимо орошения полей, обеспечивает водой население и промышленные предприятия таких крупных городов, как Ташкент, Чирчик, Янгиюль.

Для эффективного использования вод в верхнем течении Чирчика создано Чирчикское водохранилище емкостью 2 млрд куб.м.

Река Ахангаран маловодна, питается талыми водами, весной образуются паводки. Для рационального использования вод этой реки создано Туябугузское водохранилище (Ташкентское море). В Ахангаране часто бывает маловодье, и поэтому, чтобы население не нуждалось в воде, из Чирчика проведен канал (носящий название Большой Ташкентский), и тем самым, обе реки соединены между собой. В общем, на территории экономического района построены десятки каналов, таких как Бозсу, Зах, Карасу, Дальверзин, Северный Ташкент, им. Маргуненкова и др.

На значительной части экономического района вегетационный период растений превышает 200 дней, а солнечная радиация достигает 4000-4500°. Благоприятные климатические условия позволяют возделывать хлопчатник и другие теплолюбивые культуры, получать 2-3 урожая овощей в год, производить 4-5 укосов люцерны. Однако иногда в районе весной и осенью случаются внезапные заморозки, которые наносят вред садам и хлопчатнику.

По разнообразию полезных ископаемых ни один экономический район Узбекистана не может сравниться с Ташкентским. Здесь открыты месторождения медной руды, свинца, цинка, молибдена, золота, угля, алюминиевого сырья, мергеля, мрамора, стекольного песка, известняка и других полезных ископаемых. Эти месторождения весьма эффективно используются промышленностью, так как расположены вблизи районов с высокой плотностью населения, развитым сельским хозяйством и транспортом. Отсутствующие здесь нефть и природный газ доставляются из других экономических районов (Бухарско-Навоийского).

Ангренский угольный бассейн - крупнейший не только в экономическом районе, но и во всей нашей республике, и более того известен во всем среднеазиатском регионе. Уголь залегает мощными пластами близко к поверхности земли, а между пластами встречаются алюминий, цемент, керамика и каолин, применяемый при производстве фарфора.

Население. Район густонаселен и по численности и много национальности превосходит все экономические районы Узбекистана.

В этом районе живет более 20% населения республики, представляющего свыше 40 национальностей. Большую часть населения составляют узбеки. Русские занимают второе место по численности. Вслед за ними идут татары, казахи, корейцы, украинцы, таджики и представители других национальностей. Такой национальный состав района является результатом многовековой истории края и миграции населения из других республик бывшего Союза, особенно из Российской Федерации, откуда многие семьи были переселены в планомерном порядке.

Удельный вес городского населения экономического района, без учета населения Ташкента, составляет 41,6%. По числу трудоспособных жителей Ташкентский экономический район занимает в Узбекистане первое место. Уровень образования здесь также выше, так как в районе расположены Академия Наук Узбекистана, Академия сельскохозяйственных наук, их многочисленные институты и лаборатории.

Хозяйство и его территориальная организация. В начале XX века по уровню развития промышленности район уступал Ферганской долине. Большинство предприятий его занимались первичной обработкой сельскохозяйственного сырья, в основном хлопка. Наряду с хлопчатником здесь выращивались зерновые, рис, фрукты и виноград.

Открытие и использование различных полезных ископаемых способствовало созданию в районе горнорудной промышленности и развитию на этой основе тяжелой индустрии. По уровню промышленного развития Ташкентский экономический район занимает сейчас первое место в республик. Успешное развитие промышленности обусловлено:а) благоприятным географическим положением района; б) расположением в районе столицы государства - города Ташкента; в) наличием и использованием гидроресурсов; г) открытием и разработкой различных богатых месторождений; д) размещением в Ташкенте большинства предприятий, эвакуированных в годы второй мировой войны с западных районов бывшего Союза; е) притоком множества квалифицированных специалистов со стороны.

Теперь хозяйство экономического района стало многоотраслевым и в нем хорошо развиты все шесть территориально-производственных комплексов республики. В районе функционируют почти все 100 отраслей промышленности, имеющиеся в стране.

Две трети промышленной продукции приходится на тяжелую промышленность. Легкая и пищевая промышленности здесь также высокоразвиты, в отличие от остальных экономических районов.

Весь цикл работ - от подготовки сырья до производства готовой продукции - во всех отраслях народного хозяйства производится на территории района.

Хорошо развит топливно-энергетический комплекс, основу которого составляет электроэнергия, вырабатываемая на Чирчик-Бозсуйском каскаде на базе Ангренского бурого угля и природного газа, доставляемого из Кашкадарьинского и Бухарско-Навоийского экономических районов. Ташкентская и частично Ангренская ГРЭС снабжаются газом. Ново-Ангренская ГРЭС использует уголь, добываемый здесь же.

Цветная металлургия - самый высокоразвитый комплекс экономического района. Район производит всю продукцию черной и цветной металлургии Узбекистана. В соответствии с размещением и производственными связями промышленных предприятий возникли Ташкент-Чирчик-Янгиюльский и Ангрен-Алмалыкский промышленные районы. Ангрен-Алмалыкский промышленный район занимает одно из первых мест в промышленности цветной металлургии республики. В составе перерабатываемой медной руды встречаются молибден, золото и серебро, здесь работают медеплавильный завод и Алмалыкский свинцово-цинковый комбинат. Строятся третья очередь цинкового и вторая очередь медного заводов.

Второй центр цветной металлургии - город Чирчик, где функционирует комбинат тугоплавких и жаропрочных металлов, выпускающий более 100 видов продукции и поддерживающий производственные связи с Ингичкинским, Койташским и Алмалыкским комплексами добычи и производства цветных металлов. В этом же городе находится капролактановый завод, выпускающий искусственное волокно.

Самым крупным предприятием черной металлургии является узбекский металлургический завод, находящийся в городе Бекабаде. Основным сырьем для него служит металлолом. На заводе действуют три мартеновские печи, прокатный цех и несколько вспомогательных предприятий. В 1979 г. на металлургическом заводе начали плавку стали при помощи электроэнергии, что значительно повысило его мощность. Однако потребности республики в металле удовлетворяются еще не полностью. Сейчас в связи с увеличением мощности металлургического завода в Бекабаде создаются ломоперерабатывающие базы в Ургенче, Баяуте, Карши, Китабе, Денау и Тахиаташе.

Машиностроение Ташкентского экономического района специализируется в основном на механизации агропромышленного комплекса (хлопководства). Его ведущими предприятиями являются заводы "Ташсельмаш", Ташкентский тракторный, "Узбексельмаш" и "Чирчиксельмаш".

"Ташсельмаш" является одним из двух известных заводов в мире, которые выпускают хлопкоуборочные машины для хлопкосеющих регионов (другой - в США). В районе производятся также текстильные машины и оборудование для хлопкоочистительной промышленности и водного хозяйства (заводы "Таштекстильмаш", Ташкентский экскаваторный, "Хлопкоприбор"). Важное место занимает электротехническое машиностроение (заводы "Ташкенткабель", "Трансформатор" в Чирчике, "Электротехника" в Ташкенте) и химическое машиностроение (заводы "Компрессор" в Ташкенте и "Узбекхиммаш" в Чирчике).

На машиностроительных предприятиях района производятся самолеты, разнообразное оборудование (карборундовый и абразивные заводы), электронная техника, подъемные оснащения (заводы "Подъемник" и "Ташкенткабель").

Промышленность строительных материалов также получила большое развитие в районе благодаря широкому размаху жилищного и промышленного строительства. В Бекабаде, Ангрене и Ахангаране действуют цементные, а в Газалкенте - стекольный и мраморный заводы. В Ташкенте, Алмалыке и Чирчике работают домостроительные комбинаты. В районе сформировались Ташкентский, Ангренский, Бекабадский, Алмалыкский и Янгиюльский промышленные узлы. Успешно развиваются десятки промышленных очагов, таких как Газалкент, Тойтепа, Келес и др.

В Ташкентском экономическом районе интенсивно развивается также многоотраслевое сельское хозяйство. По выращиванию овощей и фруктов Ташкентский район опередил другие экономические районы. Хозяйства Янгиюля, Кибрая, Бостанлыка, Паркента, Ахангарана, Зангиаты и Ташкента специализированы на выращивании овощей и фруктов. Их сплошные посевы образуют вокруг городов зеленую зону. В формировании таких зон в окрестностях крупных городов большое значение имеет экономико-географический фактор. На орошаемых землях (долина Чирчика), кроме хлопчатника, возделываются кенаф и рис.

Животноводческий промышленный узел составляют фермерские хозяйства, специализирующиеся на производстве мяса и молока, а также пастбища, где пасутся овцы и козы. За чертой города развито птицеводство, в искусственных водоемах и прудах разводится рыба. В орошаемых районах занимаются разведением гусениц шелкопряда.

В Янгиюльском, Зангиатинском, Ташкентском и Кибрайском административных районах вилоята построено множество теплиц и лимонариев.

На базе неуклонного роста тяжелой промышленности и многоотраслевого сельского хозяйства получили дальнейшее развитие легкая и пищевая промышленности.

В данном экономическом районе вырабатывается почти 1/3 всей продукции, выпускаемой пищевой промышленностью республики. Особенность хозяйства района и его географическое положение требуют постановки на широкую основу его внутренних и внешних связей. Внешние связи в основном осуществляются посредством железных дорог. В Казахстан, Туркменистан и Ферганскую долину отправляют сельскохозяйственные машины и оборудование, ткацкие станки, кабель, экскаваторы, подъемные краны, техническую аппаратуру, каракуль, концентраты цветных металлов, хлопчатобумажные и шелковые ткани, кенаф и кенафные изделия, различные фрукты, а также доставляется электроэнергия. Для нужд района доставляются строительный лес, нефтяные продукты, природный газ, различные промышленные товары, части машин, товары широкого потребления. При внутренних экономических связях используются автомобили и частично железнодорожный транспорт.

Начиная с 1930-1940 гг., в районе стали появляться автомобильные линии, строиться асфальтовые шоссе и мощеные дороги. Большой Узбекский тракт (700 км) связывает Ташкент с Термезом. Магистральная дорога Ташкент - Ангрен - Коканд была перестроена заново и превращена в линию, отвечающую мировым стандартам. На автомагистралях Ташкент - Чирчик - Бричмулла и Ташкент - Аккурган - Бука курсируют сотни автобусов, грузовых машин и другой транспорт. Автотрасса Ташкент - Чиназ - Гулистан считается в нашей республике лучшей дорогой.

Железнодорожные ветки Ташкент - Ангрен, Ташкент - Чарвак, а также пересекающая Голодную степь ветка Сырдарья - Джиззак также имеют первостепенное значение.

Города. Ташкент - столица Республики Узбекистан - крупнейший экономический, культурный и научный центр, основной транспортный узел нашей страны. Население его превысило 3 млн. человек.

Город расположен в Чирчикско-Ахангаранской долине на расстоянии 80-100 км от гор. Караванные пути, связывающие запад с востоком, в древности проходили через Ташкент. Город как поселение появился 2500 лет назад, но название Ташкент впервые упоминается в XII веке в произведениях выдающегося ученого Востока Абу Райхана Беруни.

До конца XIX века внешний вид города определяли кривые улочки и каркасные дома, построенные из пахсы.

Основную часть населения составляли узбеки, было развито ремесло и торговля. После завоевания Туркестана Россией в восточной части Ташкента возник новый город, где проживало европейское население. В годы второй мировой войны в город были эвакуированы из западных районов бывшего Союза промышленные предприятия, учебные заведения и культурные учреждения. В послевоенные годы были созданы различные отрасли тяжелой промышленности.

26 апреля 1966 г. в результате сильного землетрясения Ташкент был частично разрушен. За короткий срок город был восстановлен и стал еще краше. Поднялись высотные здания, были проложены прямые, широкие улицы, проспекты и начато строительство метрополитена. Однако город потерял восточный облик, стал похож на европейский. Национальный состав населения также стал другим - количество узбеков в процентном соотношении изменилось: с 80% до 40%. Местное (коренное) население переселилось большею частью из городского центра в его окрестные районы.

Сейчас в Ташкенте насчитывается более 410 крупных предприятий и объединений. 25% всей промышленной продукции, выпускаемой в Узбекистане, производится на этих предприятиях.

Ташкент является крупным центром сельского и текстильного машиностроения. Заводы "Ташсельмаш" и "Узбексельмаш" производят более 200 видов машин и различное оборудование для механизации хлопководства.

В городе работают более 30 предприятий легкой промышленности. Самые крупные из них - Ташкентский текстильный комбинат, швейные, трикотажные и обувные фабрики. Насчитывается более 40 предприятий пищевой промышленности. Среди них важное место занимают элеваторный завод, кондитерская и табачная фабрики.

С развитием капитального строительства, особенно в связи с усилением строительных работ после землетрясения 1966 г., в городе сформировалась промышленность строительных материалов. В ее состав вошли домостроительные комбинаты, предприятия по производству огнеупорных и керамических изделий, деревообрабатывающий завод, заводы строительных конструкций и сборного железобетона.

Ташкент хорошо обеспечен электроэнергией. Чирчик-Бозсуйский каскад электростанций вместе с ГРЭС, расположенными вблизи города, входит в объединенную энергетическую систему.

Ташкент - важный транспортный узел. Через него осуществляются железнодорожные, автомобильные и воздушные связи Узбекистана с другими государствами Содружества и всего мира. Город и его окрестные районы связывают электропоезда. Ташкент связан авиалиниями со столицами более 20 стран дальнего зарубежья. В городе имеются 2 железнодорожных вокзала, 2 аэропорта, 5 автостанций.

В городе сохранились некоторые исторические памятники, такие, например, как медресе Кукельдаш, мавзолей Подшомат-бува и др. Наряду с этими архитектурными памятниками старины как образцы современного зодчества красуются дворец "Дружбы народов", Дворец искусства, культурный центр "Туркистон", Исторический музей народов Узбекистана, театры имени Навои, Хамзы, Мукими, А. Хидоятова, здания гостиниц "Узбекистан", "Чорсу", "Тата", "Интерконтиненталь", Национального банка Узбекистана, спортивные комплексы "Жар", теннисный корт "Юнусабад" и др.

Ташкент является политическим центром Республики Узбекистан. Здесь находится резиденция Президента Узбекистана, здания парламента Олий Мажлиса и Кабинета Министров республики, а также центры общественных движений и партий, посольства иностранных государств, представительства международных организаций и различных фондов.

Древний канал Анхор и примыкающая к нему площадь Мустакиллик образуют центр города. В этом месте расположены здания политико-административных, культурных и спортивных учреждений.

Сейчас Ташкент вышел за пределы кольцевой дороги протяженностью 64 км, и площадь его составила более 25 тыс. гектаров.

Основные жилые массивы, высшие учебные заведения, лечебницы, спортивные и культурные учреждения построены в северных и западных частях города, так как в Ташкенте господствуют северо-западные ветры.

В городе действуют все виды современного транспорта: метро, трамвай, автобус, троллейбус.

Чирчик - второй по промышленному значению город в экономическом районе. Расположенный в 30 км на северо- востоке от Ташкента, он возник в результате строительства энергетических сооружений на реке Чирчик и химического комбината по производству азотных удобрений. Ныне Чирчик стал городом химиков и машиностроителей. Заводы "Чирчикхиммаш", "Узбекхиммаш" и "Чирчикэлектромаш" производят машины для различных отраслей экономики. Комбинат тугоплавких и жаропрочных металлов считается одним из важных предприятий металлургической промышленности. Кроме того, есть завод железобетонных конструкций, кирпичный и стекольный заводы, обувная и швейная фабрики, а также хлебозавод, мясокомбинат и другие предприятия. По объему промышленной продукции город Чирчик занимает четвертое место в республике.

Выше Чирчика расположен молодой город Газалкент.

На правобережье в низовьях реки Чирчик, в 30 км к юго-западу от Ташкента возник Янгиюльский промышленный узел. По формированию и специализации он резко отличается от таких промышленных городов, как Чирчик, Ангрен и Алмалык, возникших на новых землях и специализированных на тяжелой промышленности. Город же Янгиюль появился на месте древнего кишлака Кавунчи, и это город пищевой и легкой промышленности. Янгиюль расположен в центре Ташкентской долины, посередине земледельческого района. По этой причине его окружают хлопковые поля, плодовые сады, виноградники и животноводческие фермы. Город Янгиюль считается центром Янгиюльского промышленного узла. Среди промышленных предприятий выделяются такие, как хлопкоочистительный завод, маслозавод, мыловаренный, молочный, консервный заводы, мясокомбинат и кондитерская фабрика.

Предприятия Янгиюльского промышленного узла тесно связаны с предприятиями Ташкентского и Чирчикского промышленных узлов на основе производственной кооперации. Это особенно наглядно видно на совместном использовании электроэнергии, транспорта и Чирчик-Бозсуйской водной артерии. Основная часть промышленной продукции города отправляется в Ташкент. В Янгиюле хорошо развита пищевая промышленность. Наряду с этим в городе имеются и другие предприятия, например, гидролизный, кирпичный, резинотехнический заводы, а также швейный и обувной комбинаты.

В состав Ангрен-Алмалыкского промышленного района входят Ангренский, Алмалыкский промышленные узлы и Ахангаранский промышленный центр. Этот промышленный район возник на основе использования полезных ископаемых, открытых в средней и верхней частях бассейна реки Ахангаран. Сельское хозяйство в соответствии с растущими потребностями населения района специализировано на выращивании овощей, картошки и развитии животноводства. Население в основном сосредоточено в окрестностях городов и промышленных предприятий.

Ангрен - важный промышленный узел района. Город расположен к востоку от Ташкента в горной местности, и он связан с Ташкентом Ангренской железной дорогой (114 км), а также автомобильной. Город возник как промышленный пункт в 40-е годы прошлого века в районе добычи угля. Теперь в Ангрене несколько предприятий горнодобывающей промышленности. Особое место в хозяйстве города занимает ГРЭС, являющаяся пока самой крупной электростанцией района и обеспечивающей электроэнергией все его промышленные предприятия.

В Ангрене создана фабрика по переработке золотоносной руды.

После обнаружения угольных месторождений на месте расположения города Ангрена строительство новых объектов ведется в 4 км юго-западнее города, вблизи кишлака Облык. В 20 км севернее Ангрена расположен промышленный центр - город Янгиабад.

Вторым промышленным узлом района является город Алмалык . Он возник в 1951 г. как промышленный пункт на базе разработки месторождения руд цветных металлов. В промышленности города большое значение имеет горнометаллургический комбинат с полным циклом. Из отходов производства комбината (серного газа) на химическом заводе вырабатывается сложное минеральное удобрение - аммофос.

Вблизи Алмалыка расположен промышленный центр Ахангаран. Здесь построен крупный цементный комбинат. На базе каолинового сырья сооружается завод по производству двойного алюминия. Когда стало известно, что город Ахангаран, как и Ангрен, расположен над залежами угля, на расстоянии 15 км от него, в долине началось строительство "Большого Ахангарана".

На юго-востоке области, на правобережье Сырдарьи расположен промышленный узел республиканского значения - город Бекабад . Он возник в годы второй мировой войны в связи со строительством металлургического завода и Фархадской ГЭС. Кроме металлургического завода и ГЭС, в городе имеются и такие крупные предприятия, как цементный, кирпичный, кожевенный, хлопкоочистительный заводы, гравийный карьер, мясо комбинат, хлебозавод. Эти предприятия в производственном процессе совместно используют энергию, транспорт, воду и трудовые ресурсы. Цементный завод выпускает шифер, асбестовые трубы. Город раскинулся на обоих берегах Сырдарьи между Ферганской долиной и Голодной степью, в районе беспрерывных ветров. Это оказало значительное влияние на архитектуру и планировку Бекабада. От ветров его укрывают защитные лесонасаждения.

К Бекабаду относится и зеленый городок Металл, расположенный на правом берегу Сырдарьи.

Первоисточник: www.search.uz

 

Для того что бы оформить заказ на:

  1. Топографическую съёмку различных масштабов;
  2. Геодезические работы;

Вам необходимо: составить техническое задание, бланк вы можете скачать у нас на сайте или тут (скачать бланк)


Написать сопроводительное письмо (текст письма), и вместе с оформленным тех-заданием отправить по факсу или отсканировать документы и отправить нам на электронную почту: info [at] breegs [dot] uz


Связаться с нами по телефону: +998 (93) 556-61-21

 

   Внимание!  Без технического задания заверенного со стороны заказчика, сумма договора в процессе оформления может измениться в связи с выявленными дополнительными работами.