Контакты
ООО "BREEGS"
Адрес:
Узбекистан,
Ташкент,
Бобура, 77 офис 301
Тел\факс:+998 93 505-05-71,
E-mail: info@breegs.uz
Активное и всестороннее развитие экономических, научно-технических и культурных связей с различными странами является важным фактором и средством укрепления дружественных отношений между ними, содействует решению экономических и социальных проблем.
Любое государство, малое или крупное, не может обходиться без внешних экономических связей, поскольку ассортимент изделий, выпускаемых в мире, составляет несколько миллионов разновидностей и ни одно государство не в силах производить все их у себя. Поэтому внешнеэкономические связи являются одним из важных средств удовлетворения различных потребностей государства, оздоровления и повышения эффективности социаль¬ но-экономического развития, способствуют ускорению научно-технического прогресса, сближению наций и народностей и в конечном счете подъему мощи государства и уровня жизни населения.
Социально-экономическое содержание внешнеэкономических связей, их структура, масштабы определяются уровнем и характером производительных сил и производственных отношений в странах-партнерах и в мире в целом. Внешние экономические связи основываются на принципах взаимной выгоды и равноправия сторон.
В период так называемой советской власти Узбекистан лишен был возможности самостоятельного участия во внешнеэкономических связях с зарубежными странами. Не мог напрямую участвовать в мировой торговле, не мог максимально использовать в этих вопросах свой природный и экономический потенциал, результаты трудовых навыков населения. Все вопросы участия республики во внешнеэкономических связях решались под диктовку и желанию Центра. Отсюда и понятно, что теперь, в связи с приобретением республикой независимости нам необходимо реформировать всю свою внешнеэкономическую деятельность, совершенствовать процессы управления этой деятельностью, подчинить внешнеэкономическую деятельность коренным нуждам и интересам республики и помнить, что без всестороннего развития этой деятельности трудно представить достойную перспективу республики.
Широкое развитие своей внешнеэкономической деятельности является одной из важных гарантии независимости, фактором стабилизации и дальнейшего развития не только экономики, но и всех сфер жизни Узбекистана.
Участие Узбекистана в мировом сотрудничестве и в международном разделении труда определяется его при родно-географическими, культурными, историческими условиями, трудовыми навыками населения и другими потенциальными возможностями.
Основными товарами экспорта Узбекистана являются хлопок-волокно, шелк-сырец, шкурки каракуля, машины в оборудование для хлопководства, станки для текстильной промышленности, прядильные и крутильные машины, кабельная продукция и многое другое. Импортировались как промышленные, так и продовольственные товары: различные машины и оборудование, измерительные приборы, станки, телевизионные и радиотовары, холодильни¬ ки, автобусы и пассажирские вагоны, швейные и табачные изделия, консервированные овощи, фрукты и т. д.
Почти 60 процентов необходимой населению республики продукции ввозится извне, то есть объем ввозимых товаров выше вывозимых из Узбекистана. Так, в 1990 году в республику было ввезено продуктов на сумму 14661,8 млн. рублей, вывоз же составил 9351,5 млн., ввоз превысил вывоз на 5310,3 млн. рублей. Соответственно товаров народного потребления на сумму 5994,7 и 1978,2 млн. рублей, превышение ввоза над вывозом — 4016,5 млн. рублей. Из ввозимых в Узбекистан в 1990 году товаров народного потребления чуть более 1/4 составили продовольственные товары, остальное — непродовольственные.
С установлением независимости республики осуществляется государственная политика по совершенствованию внешнеэкономической деятельности страны и она дает свои плоды. Если мы в 1990-1992 годах в торговле с бывшими республиками СССР имели отрицательное саль¬ до, то в 1993 году добились превышения вывоза над ввозом. Растет общий объем внешней торговли Узбекистана.
Роль и значение внешних экономических связей особенно возрастают в нынешних условиях, когда резко нарушились социально-экономические связи между государствами бывшего СССР. Однако с сожалением следует констатировать, что экспортный потенциал различных отраслей промышленности и сельского хозяйства республики используется неудовлетворительно, медленно осуществляется переход к широкой научно-технической и производственной кооперации. Сложившееся положение явилось во многом следствием устаревших методов управления внешнеэкономической деятельностью, разобщенности отраслей промышленности и внешней торговли.
Теперь у республики открыты большие возможности для активного участия в международном разделении труда, расширения внешнеэкономических связей. Здесь имеются необходимые минерально-сырьевые, растительные ресурсы, благоприятные для развития сельскохозяйственных отраслей природно-климатические условия, накоплен научно- производственный потенциал.
В целях совершенствования управления внешнеэкономическим комплексом и координации работы различных министерств, ведомств и объединений, организаций, осуществляющих торгово-экономические, валютно-финансовые и научно-технические связи с зарубежными странами, в феврале 1992 года создано Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан.
Расширяется сфера самостоятельного выхода предприятий, объединений, фирм на мировой рынок, что стимулирует создание новых организационно-хозяйственных структур. Заметно увеличилась самостоятельность территориальных образований в области внешнеэкономических связей. К этой деятельности подключаются почти все большие и крупные города Узбекистана. Со своей продукцией во внешний мир выходят ряд промышленных предприятий республики: Чирчикское объединение "Химпром", Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова, ПО "Ташкентский тракторный завод", Алмалыкский горно-металлургический комбинат, Ташсельмаш, Узбексельмаш, Таштекстильмаш, Ташкентский и Бухарский текстильные комбинаты, Самаркандский завод киноаппаратуры, Объединение "Алгоритм", Ташкенткабель и др.
В 1990 году в импорте республики значительный удельный вес составляли промышленные товары народного потребления — 53,9 процента, продовольственные товары — 38,3 процента. Различные машины, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы занимали в импорте около 9 процентов.
Узбекистан торгует с десятками стран мира. Среди них такие страны, как США, Великобритания, Франция, Япония, Индия, Китай, Сингапур, Таиланд, Турция и многие другие. Но львиная доля внешнеэкономических связей республики приходится на страны так называемого ближнего зарубежья. Так, в 1990 году из общих ввозимых товаров материального производства почти 81 процент пришелся на долю республик бывшего СССР, а из ввозимых сельскохозяйственную продукцию — 71,2 процента.
Государственная политика в сфере внешнеэкономических отношений усиливается в связи с переходом республики в ранг независимых государств. Подписаны различные соглашения между Турцией, Китайской Народной Республикой, Индией, Саудовской Аравией и др.
В развитии внешнеэкономических и торговых отношений с Россией важное место будет принадлежать Договору "Об улучшении экономической интеграции между республикой Узбекистан и Российской Федерацией", подписанному И. Каримовым и Б. Ельциным в марте 1994 года.
Одним из важнейших и эффективных путей развития внешнеэкономических связей является создание и развитие совместных предприятий (СП) с зарубежными странами. Эта форма производственной деятельности популярна во многих странах мира.
Развитие совместных предприятий имеет особое значение для Узбекистана, который относится к числу трудоизбыточных регионов. В Узбекистане в конце 1993 года зарегистрировано 900 совместных предприятия, в их деятельности участвуют фирмы из более 70 стран мира. Самое большое число совместных предприятий организовано США, Афганистаном, Турцией, Китаем. Совместные предприятия производят товары народного потребления, осуществляют сборку, монтаж персональных компьютеров, оказывают туристические услуги, строят промышленные, социально-бытовые предприятия, жилые и другие объекты. Продукция совместных предприятий Узбекистана отправляется во многие зарубежные страны. Огромной популярностью, например, пользуются товары совместных предприятий — "Совпластитал", созданного с итальянской фирмой "Альма Роза", "Ташиитерм"—с Китайской Народной Республикой, Узбекско-Американо-Индийского СП "Юни тех интернейшнл и других.
"Совпластитал" в столице Испании Мадриде второй раз награжден Международным призом, за качество. Эта престижная награда была учреждена всемирной организацией Тренд Лидерз Клаб", объединяющей бизнесменов 112 стран мира. " Совпластитал" удостоен этой награды за производство высококачественных товаров, отвечающих мировым стандартам. Это совместное предприятие стало членом "Трейд Лидерз Клаб".
Как одно из основных и важных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан необходимо рассматривать развитие международного туризма. Этот вид деятельности при правильной ее организации является рентабельной формой экспорта. Являясь источником дохода, туризм может способствовать притоку иностранной валюты и сыграть роль источника повышения эффективности производства. Средства, вложенные в туризм, окупаются быстрее всех других расходов.
Одним словом, широкое развитие туризма в Узбекистане является проблемой государственной важности. Значение его усиливается в нынешних условиях, когда существует острый дефицит государственного бюджета на различные нужды республики.
Во всем мире туризм развивается быстрыми темпами и очень скоро займет ведущее место в торговле услугами. В мировом масштабе есть государства, которые живут, процветают и обогащаются целиком на основе развития туризма. Прибыль, поступающая от развития туризма в отдельных странах мира, составляет около 50 процентов их национального дохода. Путем развития туризма обогащаются не только отдельные крупные, но и карликовые государства, к числу которых относятся такие страны, как Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино. В них туризм является основой экономики, давая от 20 до 50 процентов национального дохода. А туризм в таком крупнейшем городе, как Нью-Йорк, приносит 10—12 млрд. долларов в год.
Республика Узбекистан располагает различными потенциальными возможностями для развития международного н регионального туризма.
Когда речь идет о туризме в республике, прежде всего необходимо указать на такие уникальные центры древней культуры и зодчества, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз и другие, где сосредоточены удивляющие весь мир памятники старины. Но с сожалением надо подчеркнуть, что они пока не стали истинными центрами международного туризма. Низкий уровень нашей экономической и профессиональной компетенции в области туризма приводит к тому, что мы часто не можем показать даже то самое лучшее, что имеем на сегодня. Иностранные туристы, приезжающие к нам, часто сталкиваются или с полным отсутствием или сверхотсталостью туристического сервиса, плохим, невнимательным обслу живанием. В результате всего этого оказание туристическо-экскурсионных услуг на душу населения в Узбекистане в 2 раза ниже, чем в целом по бывшему СССР. Для превращения туризма в республике в источник дохода, в средство, оказывающее реальное содействие экономическому и социальному росту, необходимо разработать государственную программу туризма, где бы красной нитью прошла необходимость превращения туризма в неотъемлемую часть общего социально-экономического развития Узбекистана. В этих целях должно найти, в частности, решение таких вопросов, как, например, создание и развитие гостиничного хозяйства, отвечающего мировым стандартам, подготовка кадров по специализированным маршрутам и крупным объектам исторических памятников и владеющих несколькими иностранными языками для обслуживания туристов, повышение престижа профессий, непосредственно связанных с туризмом, организация и проведение всесторонней рекламы и т. д.
Одним из актуальных вопросов является необходимость глубокой разработки нормативно-законодательных актов сфер туризма.
Положительное решение вопросов, связанных с туризмом, будет способствовать выводу из кризисного состояния экономики, позволит значительную часть средств направить на сохранение и восстановление культурного наследия народов, развитие материально-технической базы для реставрации и благоустройства уникальных памятников архитектуры.
Для улучшения внешнеэкономических отношений республики с зарубежными странами должен быть осуществлен ряд мер, в числе которых активное включение Узбекистана в международное разделение труда и глубокое изучение рынка сбыта, определение регионов, где было бы целесообразно создание той или иной продукции на льготных условиях, переход от политики вывоза различного сырья к политике экспорта готовых, конкурентноспособных и отвечающих мировым стандартам товаров и т. д.
Расширение внешнеэкономических связей с эарубежными странами будет способствовать укреплению экономической мощи независимой Республики Узбекистан, повышению уровня жизни ее населения.